(19 апреля 2009г.)
Да возрадуется всякий любящий Бога сему светлому празднику.
Да внидет верный слуга в радость господина.
Да поспешит носивший бремя поста за прибылью.
Пребывавший в трудах с первого часа пусть получит ныне справедливую плату.
Явившийся в третьем часу пусть празднует с благодарением сей праздник.
Явившийся лишь в шестом часу пусть приблизится без страха: ему не причинят вреда.
Промедливший до девятого часа пусть придет без колебаний.
И работавший с одиннадцатого часа пусть не стыдится: Господь щедр.
Он
принимает последнего, как первого, Он покоит работавшего с
одиннадцатого часа так же, как и принявшегося за труды с рассвета. И
милостив к последнему, щедр к первому. Первого одаривает, последнему
являет Свою благодать. Он смотрит не только на дела, он прозревает
побуждения сердца.
Приобщитесь же все к радости Господа вашего, первые и последние, получите свою плату...
Подвижники
и нерадивые, празднуйте сей день. Постившиеся и не постившиеся,
услаждайтесь сегодня. Стол накрыт, придите же, оставив сомнения. Тучный
телец подан, насыщайтесь все, присоединяйтесь к пиру веры, черпайте
сокровища милосердия...
Пусть никто не оплакивает свои грехи: прощение восстало из гроба.
Пусть ни один человек не боится смерти: смерть Спасителя освободила нас.
Он сокрушил смерть, когда она держала Его в плену, Он лишил силы ад, сойдя в преисподнюю.
Предсказано
Исаией: ад содрогнулся при виде Его, Содрогнулся, ибо был раздавлен;
вкусил горечи, ибо вкушал сладость. Поглотил тело и вдруг встретился с
Богом. Поглотил видимое, и был сотрясен невидимым.
Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?
Христос
воскрес, и ты раздавлен. Христос воскрес, и демоны сокрушены. Христос
воскрес, и ангелы ликуют. Христос воскрес, и жизнь царствует. Христос
воскрес, и мертвые исторгнуты из гробов. Ибо Христос, воскресший из
мертвых, сделался начатком усопших.
Ему слава и держава во веки веков.
Аминь.
(СЛОВО ОГЛАСИТЕЛЬНОЕ НА ПРАЗДНИК ПАСХИ Святителя Иоанна Златоуста)
Символика пасхального стола
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха,
- главное событие года для православных христиан и самый большой
православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и
означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем
избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу
и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой
смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам
вечная жизнь.
Воскресение Христово - это основа
и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали
благовествовать апостолы.
Пасха по своему
значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется
"Праздником праздников и Торжеством торжеств".
В
этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального
приветствия: "Христос воскресе! - Воистину воскресе", которыми мы
исповедуем веру в Воскресение Господа.
На Пасху
предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. В доме
каждого верующего христианина на праздничном Пасхальном столе
присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое
символическое содержание. Традиционно, после окончания богослужения
верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой(приготовляемой обычно из творога).
С
началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить
луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает
яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет.Раскрашивание пасхального яйца —
это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны
изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические
букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов.
Только вся эта живопись — влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо
всегда красится луковичным пером!
Объяснение обычая красить пасхальные яйца в
красный цвет восходит к довольно позднему апокрифу, в котором говорится
об обращении в христианскую веру Римского императора Тиверия. Желая
остановить проповедь Марии Магдалины, Тиверий заявил, что он скорее
готов поверить в превращение белого яйца в красное, чем в возможность
оживления умершего. Яйцо покраснело, и это стало последним аргументом в
полемике, которая завершилась крещением Римского кесаря.
Обычай
обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви, а появился еще
в I веке от Рождества Христова. Символическое значение яйца как начала
новой жизни было известно и ранее. Церковное предание гласит, что в те
времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда
бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору
Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.
Тиверий
не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: "Как
может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы
это яйцо вдруг стало красным". Тут же на глазах императора свершилось
чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.
Пасхальный кулич по
своей форме напоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном
богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы. Пасхальный
артос — символ Самого Господа Иисуса Христа. Обращаясь к ученикам, Он
говорил: "Я есмь хлеб жизни... Хлеб, сходящий с небес, таков, что
ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей
будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я
отдал за жизнь мира" (Ин. 6, 48-51). Артос всегда приготовляется из
дрожжевого теста. Это не иудейский опреснок, в котором нет ничего
живого. Это хлеб, в котором дышит закваска, жизнь, которая может
длиться вечно. Онтологический статус артоса не позволяет добавлять в
него ничего лишнего. В нем нет никакой сдобы, никаких ароматических
веществ. Артос — это символ самого насущного хлеба — Христа Спасителя,
Который есть Жизнь!
Однако
в пасхальном куличе, этом артосе, перенесенном на праздничный стол,
напротив, присутствует и сдоба, и сладость, и изюм, и орехи. Правильно
приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен,
красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи.
Такое видоизменение артоса тоже имеет символическую основу. Пасхальный
кулич на праздничном столе символизирует присутствие Божие в мире и в
человеческой жизни. Сладость, сдоба, красота пасхального кулича, таким
образом, выражают заботу Господа о всяком человеческом существе, Его
сострадание, милосердие, снисхождение к немощам человеческого естества,
готовность услышать любую молитву, придти на помощь последнему грешнику.
Наименование Господа Иисусом Сладчайшим в одном из древнейших акафистов помогает понять символику пасхального кулича.
Столь же ароматной и преукрашенной является еще одна непременная принадлежность пасхального стола — творожная пасха,
которая также имеет свою глубокую, укорененную в Священном Писании
символику. Земля, где в кисельных берегах текут молочные реки, является
одним из наиболее распространенных архетипов, характерных для самых
разных культур. Молочные реки в кисельных берегах были вековечной
мечтой русского крестьянина, которая воплотилась в сказках и народных
песнях.
Господь,
обращаясь к Моисею, обещает Своему избранному народу "землю хорошую и
пространную, где течет молоко и мед" (Исх. 2, 7). Эта характеристика
земли обетованной сохраняется на протяжении всего повествования о Пасхе
— переходе евреев из Египта в Палестину. Она является прообразом
Царства Небесного, путь в которое для верующего человека еще более
труден, чем сорокалетнее путешествие иудеев. Ее "молоко и мед" — образ
нескончаемой радости, блаженства святых, удостоенных спасения и вечного
пребывания перед престолом Божиим.
Таким образом, творожная пасха —
это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной
Вечности, которая не является бесконечным длящимся временем,
бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству
Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую
укладывается пасха — это символ Небесного Сиона, незыблемого основания
Нового Иерусалима — города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог
Вседержитель — храм его и Агнец" (Апок. 21, 22).