Воскресенье за неделю до Пасхи называется «Вербным», а сама неделя – вербной.
Посеянное в вербную неделю, по народным поверьям, будет лыковатым, как верба. Даже буряк вырастет не сладким, а горьким.
В
Вербное воскресенье святят вербу. С утра на Богослужение сходятся все –
и стар и млад: «грех не пойти в церковь, когда святят вербу».
Когда
кончится служба, и священник окропит ветки святой водой, дети стараются
поскорее найти и проглотить по несколько «котиков» – «чтобы горло не
болело».
Был когда-то на Украине обычай носить свячёную вербу от церкви к церкви.
Хозяева,
возвращаясь из церкви со свячёной вербой, в дом не заходили, а сразу же
сажали на огороде по несколько веточек, «чтобы росла Богу на славу, а
нам, людям, на пользу», а оставшуюсь несли в дом и ставили под святыми
образами.
Того, кто проспал заутреню, били свячёной вербой, приговаривая:
Не я б'ю – верба б'є
За тиждень Великдень,
Недалечко червоне яєчко!
В
Бельгии в Вербное воскресенье крестьяне втыкают ветки вербы по краям
поля и при этом надеются, что их поле будет защищено от напастей. Этот
же обычай существует и в Австрии, на околицах города Земмеринг.
Вероятно, что посадка вербы в Вербное воскресенье у нас на Украине
имела «очищающий» характер; во всяком случае, целью было защитить землю
от вреда.
Парни и девушки стегали друг друга свячёной вербой по дороге из церкви домой, приговаривая:
Будь великий, як верба,
А здоровий, як вода,
А багатий, як земля!
В Галичине приговаривали так:
Шутка б'є – не я б'ю,
Віднині за тиждень
Буде в нас Великдень!
Свячёная
верба пользуется большим уважением среди нашего народа. «Грех ногами
топтать свячёную вербу», а потому даже самые мелкие веточки, оставшиеся
после освящения, сжигали на огне, чтобы, не дай Бог, под ноги не попали.
Свячёной вербе приписывается магическая сила.
Верба
имеет большое значение в народной медицине. Знахари варят свячёную
вербу вместе с целебными травами и поят больных – в полной уверенности,
что поможет. Отваром свячёной вербы мочат голову и этим лечат головную
боль. Помогает она при лихорадке и ревматизме, с её помощью сбивают
температуру. Толчёные листья вербы кладут на раны, а водку, настоянную
на её листьях, пьют против кишечных заболеваний.
На фоне такого уважительного отношения к вербе странно звучит народная легенда о козьей вербе – одной из разновидностей вербы.
Якобы
козья верба проклята Богом за то, что из неё были сделаны гвозди для
креста, на котором распяли Христа: «за это её точат черви». Кроме того,
по народным верованиям, в сухой вербе сидит черт; отсюда и поговорка:
«Закохався, як чорт у суху вербу!»
Известно,
что когда Спаситель ехал на осле, то люди устилали Ему дорогу
пальмовыми ветвями. Отсюда и пришёл обычай святить ветки деревьев. В
южных странах, где растёт пальма, святят пальмовые ветки. У нас на
Украине пальма не растет, а потому пришлось нашим предкам вибирать
какое-то другое дерево. И этот выбор, несмотря на легенду и поговорку,
пал на вербу.
Обычай
святить вербу очень старый, уже в «Изборнике» (1073) упоминаются
«Праздникъ вербны». Повествует о вербе и Данило Паломник (1095...1108),
посетивший Ерусалим и видевший там «древие много по брегу Иорданову
превысоко, яко вербие есть и подобно». Это были пальмы, напомнившие
нашему земляку родные вербы.
Верба (Salix alba L.) находит применение и в научной медицине.
В
книге «Лекарства под ногами», изданной в Кракове в 1943 году пишется:
«Отвар, приготовленный из коры вербы, применяется при ревматических
заболеваниях суставов и болях в мышцах. Пить отвар необходимо на
протяжении многих недель. Используют это средство и при лихорадке,
связанной с повышенной нервозностью. Главное составляющее вещество
всемирноизвестного препарата по лечению нервов «Пасифлерин» – пасифлёры
или кора белой вербы.