В этот день русская Православная Церковь празднует вход Господень в Иерусалим. Еще этот день называют Вербным воскресеньем.
Христос входит в Иерусалим. Он открывает людям
спасение от рабства греха, но его ждут страдания и крестная смерть.
Толпа его шумно приветствует, но видит в нем земного Спасителя, ждет
освобождения не от духовных пут греха, а от оккупантов-римлян. Люди
устилают дорогу Иисуса пальмовыми ветвями, а Он видит заблуждение тех,
кто так радостно его встречает. Христос не отклоняет явным образом
восторгов толпы, но ищет совсем другого - обращения сердец к доброте и
любви, к Богу…
Памятью о пальмовых ветвях, которыми народ
приветствовал Христа, в России стали вербы. Распущенные ветки вербы
напоминают верующему, что надо задумать в этот день: что жду я от
Христа? Не движет ли мною корысть, не ищу ли я ощутимых благ и земных
побед, как та толпа, которая совсем скоро закричит: "Распни!", но
сегодня еще приветствует Спасителя?
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Праздник
Вербного воскресенья совершался в Москве особенно пышно в XVI веке.
Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские
ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по
окончании установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались
назад и начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон
и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными
цветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.) Самые великолепные деревья
немецкой работы стоили несколько сот тогдашних рублей. По возвращении
крестов к Успенскому собору, дерево отдавали народу, так же, как и
украшения саней. В 1678 г. обряд этот был ограничен, а затем совсем
прекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы,
для раздачи в Успенском соборе.
В
этот день после прихода из церкви родители били своих детей вербными
ветками, приговаривая: «Верба-хлест, бей до слез. Не я бью, верба
бьет.» Это делалось для того, чтобы дети лучше росли. И очень важно
было, чтобы у детей не оставалось обиды на взрослых за то, что их бьют,
поэтому и проговаривали, что не человек бьет, а верба.
С Вербным воскресеньем связаны многиенародные приметы и поверья:
Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.
Освященная
верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней
литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего
года.
Если женщина, у которой в течение долгого времени не
рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от
бесплодия.
Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю.
Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во
двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы
на подоконник.
С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя
пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может
быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему.
Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и
забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают
в воду.
В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
Всякий
трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное
воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек
освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то,
во всяком случае, прогонит природную робость.
В этот день украсьте свой дом веточками вербыидарите своим близким букетики ранних весенних цветов.