Для того, чтобы начать общение с ребенком, не нужно
ждать того момента, когда вы возьмете его на руки. Современные
исследования подтверждают оправданность подсознательного стремления
родителей устанавливать связь с малышом задолго до родов: находясь в
животике у мамы, ребенок не только слышит звуки, реагирует на свет, но и
переживает эмоциональные состояния, подобные тем, которые испытывает
его мама.
Перинатальные психологи уполномочены заявить…
Все большее развитие получает новая отрасль медицинской науки,
которая изучает психологические особенности системы «мать-дитя» во время
беременности и родов — перинатальная психология. Проводя многочисленные
эксперименты, ученые, работающие на стыке медицины и психологии,
установили, что у плода середины второго триместра (к 20-24 неделе)
беременности уже развиты практически все органы чувств:
- Он видит! При ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается.
- Он слышит! При звуках маминого голоса поведение плода
изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться),
приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности
головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он
вздрагивает.
- Ребенок ощущает прикосновение! При специальных исследованиях
во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он
пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.
- Малыш чувствует вкус! Во втором триместре беременности он
начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному
реагирует на ее состав: если мамина пища была сладкой, то такой же вкус
приобретает и водная среда, окружающая ребенка — в этом случае на личике
плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия. Ощущая
горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную
жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.
Рассказы о том, что новорожденные малыши успокаиваются при звуках
музыки, которую их матери часто слушали во время беременности, не
единичны. Наблюдения за формированием вкусовых предпочтений у деток
второго года жизни также доказывают тот факт, что их отношение к тому
или иному продукту во многом зависит от мамы: что она ела во время
беременности с удовольствием, то и малыш, как правило, будет уминать за
обе щечки без принуждения. Это ли не доказательство того, что общение —
обмен информацией — между мамой и ребенком начинается задолго до родов!
Думай о хорошем — я могу исполнить!
На протяжении всей беременности между мамой и ребенком устанавливается
теснейшая многоуровневая связь: они постоянно взаимодействуют друг с
другом и оказывают друг на друга огромное влияние. Эта связь
осуществляется через плаценту, одной из физиологических функций которой
является обеспечение обмена веществ и информацией между мамой и малышом.
Малыш получает от мамы вещества, которые обеспечивают его питание и
дыхание — белки, жиры, углеводы, кислород. А к маме поступают продукты
его жизнедеятельности — ферменты, углекислота, продукты распада. В этом
обмене задействованы также и гормоны — вещества, которые регулируют
развитие плода и его связь с мамой. В первые 10 недель беременности мама
является поставщиком гормонов, а с момента, когда плацента начинает
функционировать как орган эндокринной системы, обмен гормонами начинает
идти в обе стороны.
Существует зависимость между эмоциями и выработкой тех или иных
гормонов, которые сопровождают их проявление. Например, когда мы
испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны
счастья» — эндорфины, а если мы огорчаемся, надпочечники вырабатывают
«гормоны стресса» — катехоламины. Так как между мамой и ребенком через
плаценту идет активный обмен веществами, то все эмоциональные
переживания мамы «доходят» до малыша в считанные секунды: он практически
синхронно с мамой улыбается или кривится. Да и сам малыш уже с десятой
недели беременности также имеет возможность «сообщать» маме свои
состояния.
Еще наши бабушки оберегали беременных мам от расстройств и тревог, а
также окружали их красивыми вещами. Они верили, что от душевного
состояния мамы, вынашивающей в животике ребенка, зависит и его здоровье,
и душевное равновесие.
Современные исследования доказывают правильность этого интуитивного
знания: мамы, сохраняющие спокойствие во время беременности, позитивно
настроенные на роды, те, для кого ребенок был желанным и любимым, чаще
рожают эмоционально здоровых детей. У мам, у которых преобладал
отрицательный эмоциональный фон на протяжении всего периода вынашивания,
которые не чувствовали привязанности к своему будущему ребенку, выше
вероятность рождения детей с эмоциональными проблемами.
Не стоит беспокоиться, если вам не удалось уберечься от проявления
негативных эмоций во время беременности. Наша повседневная жизнь
невозможна без стрессов: их разумный уровень помогает еще не родившемуся
малышу получить представление о всем разнообразии мира и проявлении
человеческих эмоций, он учится адаптироваться к изменяющимся условиям
окружающей среды и рождается с ценным опытом выживания. Просто
старайтесь «не зависать» на плохом и поддерживать позитивное отношение к
жизни — и ваш ребенок, родившись, наверняка продемонстрирует такие же
привычки!
Осваиваем азбуку общения
Получается, что еще не родившийся ребенок не только нуждается в
заботливой маме, которая заботится о своем питании, вынашивая его, ведет
здоровый образ жизни и готовится к встрече с ним. Немаловажным для его
развития и благоприятного течения беременности является установление
связи и взаимоотношений с будущими родителями. Ребенок больше всего
нуждается именно в наличии эмоционального контакта, прежде всего с
мамой, в ее чуткости и уверенности в безусловной любви к нему.
С момента зарождения новой жизни внутри вас помните, что любой
приобретенный опыт — это путь, который вы проходите вместе с будущим
сыном или дочкой. Пробуйте получать впечатления совместно с малышом:
посещайте вернисажи, концерты, отправляйтесь на природу, рисуйте,
рукодельничайте, пойте песни, танцуйте, ведите дневник. Поддерживайте
постоянный диалог с малышом, особенно с момента, когда он устанавливает с
вами обратную связь с помощью первых шевелений. Главный принцип:
проживать любой опыт совместно. Если вы, например, положите на живот
наушники с классической музыкой, а сами в то же время будете читать
детектив, — это только разъединит вас.
Наблюдая за беременными родителями, можно часто заметить, как мама,
ощущая шевеления и пиночки, пытается интерпретировать папе их значение:
объясняет, что нравится, а что не нравится этому еще крохотному, но уже
человеку. А папа, прикасаясь и поглаживая животик, вызывает снова
«драчуна» на общение и ведет с ним занятные диалоги. Такой способ
общения получил название гаптономия (от греч. hapsis — прикосновение +
nomos — закон; буквально — «закон прикосновений»).
Методика установления контакта с младенцем внутри утробы была
разработана еще в 70-х годах прошлого века. Она основана на доказанном
факте, что плод в животе матери является маленьким разумным существом,
способным на общение с людьми. Цель гаптономии — первое близкое
знакомство и контакт родителей с их будущим ребенком при помощи
прикосновений. Можно научить ребенка «выходить на связь» в определенное
время или на определенные звуки. Главное, чтобы у мамы и папы был
интерес к этому общению с малышом как к таковому, чтобы оно было
самоценно для них.
Вот, к примеру, одна из методик общения, которая поможет вам лучше
понять своего кроху, а также успокоить его при стрессовых ситуациях.
Сначала мама наблюдает за шевелениями ребенка и отмечает то время суток,
когда шевеления ощущаются сильней всего. Это будет время сеанса
маминого общения. Нужно выбрать способ, с помощью которого она будет
общаться с ребенком: это может быть поглаживание, похлопывание, легкое
постукивание по животу либо как-нибудь еще. Можно одновременно с этим
спеть песенку или продекламировать стихотворение, или просто
поздороваться с малышом. Главное, чтобы «позывной» был всегда один и тот
же.
В выбранное мамой время, дождавшись шевеления, она начинает
тактильно-голосовое воздействие и повторяет его несколько раз с
небольшими перерывами. Общаться с крохой таким образом надо примерно
10-20 минут ежедневно. Проведя несколько таких сеансов, можно заметить,
что малыш начинает вам отвечать — толкается в то место, где вы в данный
момент гладите живот. Через некоторое время, когда ребенок начнет четко
отвечать на ваши воздействия, можно будет установить другое время для
сеансов связи с уже папой.
Данная методика общения с крохой помогает родителям установить
эмоциональную связь с ребенком в период беременности и учит понимать
состояние ребенка по его движениям. А, кроме того, общение с ребенком до
рождения способствует уменьшению у беременной женщины чувства
усталости, беспокойства и страха, а также лучшему осознанию обоими
родителями своей новой роли и гармоничному воспитанию ребенка.
Обучение до рождения возможно?!
Итак, доказано: после рождения малыши не только могут узнавать звуки,
но и проявлять особую чувствительность к человеческой речи. Более того,
они предпочитают осмысленную, связную речь произвольному набору слов.
Американский ученый В.Кондон обнаружил способность новорожденного уже в
первые дни жизни двигаться синхронно ритму речи матери. Это поразительно
тонкое и точное совпадение действий не осознается не только ребенком,
но и взрослым. Психологи сумели сделать это открытие только с помощью
изощренной математической обработки записей и анализа их с помощью
специальных технических средств. М.И.Лисина, крупный российский
специалист по детской психологии, ответила на этот вопрос так: "Природа
не бывает расточительна, а, следовательно, все, чем располагает ребенок,
необходимо ему для выживания. Младенец не может существовать без
взрослого. Поэтому ребенок должен установить контакт со взрослым,
вступить с ним во взаимодействие». А возможности у него для этого есть,
как мы убедились, задолго до рождения.
Уроки музыки
Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время
беременности качественно структурированной музыки (классической,
народной) укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной
функциональной связи между полушариями головного мозга. В результате
детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением,
иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.
Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время
беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это,
прежде всего, относится к Брамсу и Бетховену), а рокмузыка и вовсе
воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на
нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во
время прослушивания мамой рокмузыки на концертах малыши себя так
активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее,
что маме стоит прослушивать в этот период — это музыка Моцарта,
Вивальди, Листа.
Родная речь и иностранные языки
Беседы с ребеночком в животике формируют восприятие голоса матери,
отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором
происходило общение до рождения, наиболее близка для ребенка в период
овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный
язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет
включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному
языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.
Беременность — самый удивительный период в жизни семьи, насыщенный
открытиями и окутанный атмосферой предвосхищения чуда. Женщина
вынашивает ребенка, и именно в это время определяется, какими качествами
будет обладать будущий человек: будет ли он здоров, счастлив,
уравновешен, талантлив… Мудрые традиции не зря предписывают нам окружать
беременную маму заботой и любовью, красивыми вещами и гармоничными
отношениями: чем комфортнее и спокойнее чувствует себя женщина, тем
больший положительный потенциал накапливает ее малыш к моменту рождения.
Автор: Татьяна Виниченко, Инструктор Центра «Рождение»
Источник:www.s-meridian.com
|