Сон
– важная составляющая часть жизни человека и занимает почти треть всей
жизни. Природу сна исследовали многие великие умы человечества во все
времена, в том числе и в Тибете. В Учении Бон, основанном Шенрабом
Мивоче примерно в V1 веке до Н.Э., была дана своя оригинальная трактовка
этого явления, а гадание по снам до сих пор является важной
составляющей, как добуддийской тибетской медицины (бонской), так и в
более современной, тантрической.
В
бонском трактате по тибетской медицине (Бум-ши) снам уделялась важная
роль, особенно в разделе гадания и в диагностике скрытых причин
расстройств. Если учесть, что дисфункции энергии и дисбаланс дош
зарождаются на тонком уровне сознания, а сны являются проявлением именно
тонкого аспекта личности, то сновидения могут сыграть очень важную роль
в распознании скрытых (тонких) причин болезней и проблем, лежащих
далеко в глубинах подсознания человека.
Прежде, чем говорить о
трактовках сновидений, следует понять, как функционирует сознание в
состоянии бодрствования и во сне. Ни для кого не секрет, что во время
бодрствования наш ум очень жёстко фиксирован на пяти органах чувств
(зрение, слух, обоняние и т.д.). Это обусловлено тем, что в активной
фазе бодрствования человеку жизненно необходимо обрабатывать большой
поток информации, исходящий как из внешней среды, так и из внутреннего
уровня своего тела.
Без
органов чувств мы не можем нормально общаться, реагировать на очень
быстрые изменения в окружающем мира, осознавать свои возможности и
потребности, ведь природа не зря наделила сложные биологические виды
большим набором сенсоров. Поэтому, во время бодрствования, ум человека
очень активно занят обработкой информации внешнего характера и, как
правило, игнорирует тонкие, подсознательные процессы, которые происходят
в глубине личности, и это вполне оправданно.
Любой
биологический вид тратит львиную долю своих ресурсов и жизненных сил на
выживание и приспособление к окружающей среде, и человек не является
исключением. Однако именно высокоорганизованный ум некоторых людей
способен не только слепо следовать внешним обстоятельствам окружающей
среды, но и может творчески интерпретировать информацию.
На
высших уровнях развития личности, когда возникает естественная
необходимость не просто менять окружающую среду для более удобной жизни,
но и становится очевидным и актуальным вопрос о самосовершенствовании,
некоторые люди начинаю искать возможности для самопознания и методы для
самосовершенствования.
Буддизм, Даосизм, Дзогчен и многие другие
великие традиции Востока предлагают цельные системы взглядов на мир, на
личность, но самое главное, в этих учениях есть всё для человека,
ищущего пути спасения из мира страдания. Мало того, вышеупомянутые
традиции не просто позволяют расширить и улучшить личность и её сферу
обитания, но дают возможность обрести освобождение из мира страдания в
принципе.
Однако,
чтобы разобраться в себе, в явлениях окружающего мира, чтобы построить
гармоничные отношения на внешнем и на внутреннем уровнях, недостаточно
задействовать только органы чувств и аналитические возможности
интеллекта. Почему? Очень много различных процессов, скрытых от органов
чувств, происходит как в природе, так и внутри самой личности, особенно в
сфере энергии и сознания.
Органы чувств не могут проникнуть за
пределы своей компетенции, здесь требуются совершенно другие, более
тонкие механизмы познания, такие как интуиция, ясность естественного
ума, владение тонкой энергетикой тела и т.д. Методы, позволяющие
осознать эти механизмы и развить их до уровня совершенства, называются
йогой. Различных йог существует много, но в данном случае речь пойдёт о
йоге сна, ведь без соответствующих знаний и умений нереально проникнуть в
глубинные законы природы и в тайные аспекты человеческой личности.
Тибетская
тантрическая доктрина и, в частности, тибетская медицина, следующим
образом объясняют функционирование разных энергий и сознания в сфере
личности. Внутри человека существует множество энергетических каналов и
центров грубой и тонкой энергии, в которых проявляются различные
качества этой энергии и ума. Ум или сознание, само по себе не имеет
проявленной энергии, но может функционировать через посредников. В
начале ум задействует тонкие аспекты энергии, такие как мысли и образы,
далее через более грубые виды энергии, например, через нервную
деятельность, а уж после идут эмоции, чувства и т.д., вплоть до
материального уровня тела.
На самом деле нельзя отделить ум от энергии или от тела, все эти три составляющие качества нераздельны в рамках личности.
Итак,
внутри тела человека существуют три главных канала и пять основных
чакр, или центров энергии. Центральный канал в тибетском Тантрическом
буддизме называют Авандуди, его представляют голубым или синим (символ
пространства) и он проходит прямо посредине тела. Начинается этот канал в
области промежности и заканчивается в макушке головы, на этом канале и
расположены пять чакр.
Правый
канал проходит в правом боку, называется Лалана, он красного цвета,
являет собой мужской аспект, левый – в левом боку, белый, называется
Расана, женский аспект. Оба канала начинаются в районе пупочной чакры и
заканчиваются в левой и в правой ноздре соответственно.
Считается,
что сознание и энергия обычного человека, как правило, функционируют в
двух боковых каналах, а лишь во сне, иногда, входит в центральный канал,
но не на долго и не всегда это узнаётся спящим без соответствующего
опыта. Если человек не практикует йогу осознавания, не работает с
дыханием, со своей энергией, не практикует различных методов работы с
телом, он не способен как-либо влиять на свои явные и скрытые процессы
ни в бодрствующем состоянии, ни, тем более, во сне.
Сны
такого человека будут просто сумбурным отражением дневных впечатлений
или кармическими отпечатками из прошлых жизней, и они не дадут ни
положительного опыта, ни какой-либо полезной информации. Пять чакр,
расположенные на центральном канале, это особые центры, не имеющие
анатомической топографии их невозможно обнаружить на грубом уровне, т.е.
в теле, но они существуют реально и их функция вполне конкретна.
Йоги,
которым удалось развить в себе более тонкие механизмы восприятия
энергии и ума, очень отчётливо ощущают наличие чакр и не только в своём
теле, но также в измерении других людей. Именно на этом принципе
строится мистическая или внутренняя доктрина целительства, когда
целитель совершенно явно и точно может определить тайные явления в
глубинах личности пациента, и, конечно, может применить эффективное
противоядие в той или иной форме.
Первой
считают чакру, расположенную в голове, в области макушки, она белого
цвета, в состоянии омрачённого сознания является центром клеши
неведения, в ней коренится элемент воды. Вторая чакра красного цвета,
элемент огонь, являет собой клешу страсти, расположена в центре горла.
Третья
чакра находится в области груди на уровне сердца, синего цвета,
символизирует пространство, в ней коренится клеша гнева. Четвёртая чакра
находится в области пупка, жёлтого цвета, элемент земли, клеша –
гордость. Пятая находится в области половых органов, зелёного цвета,
элемент ветра, клеша – зависть. Исходя из такого понимания, можно
сказать, если человек научится управлять потоками своей энергии в
главных каналах, это, без сомнения, даст ему большие возможности. Однако
без духовной практики, активизированная энергия в центральном канале
будет проявляться не ввиде мудростей, а ввиде гипертрофированных
омрачений, лишь усиливая эго человека.
Иногда люди с большими
творческими способностями являют собой странную смесь божественных
возможностей и, в тоже время, впадают в удивительный эгоцентризм.
Вследствие каких-либо кармических причин у таких людей появляется
возможность эксплуатировать энергию центрального канала, но без должной
культуры отношений с собственным умом и энергией, проще говоря, без йоги
и без духовной практики, такие возможности не принесут ничего хорошего
для омрачённой личности.
Сны, это уникальное явление в природе
человека, они являются как бы посредниками между нашими чувствами и
подсознательными или скрытыми процессами в глубине сознания. Если
выполнять практику, называемую йогой сна, которая позволяет осознавать
сны и направлять энергию во время сна в центральный канал, то можно
обрести способность не только управлять снами, но и извлекать вполне
реальную выгоду из этого процесса.
Сны делятся на
сны-впечатления, которые просто отражают нашу дневную деятельность, на
кармические сны, которые имеют корни в прошлых жизнях, и на вещие сны.
Вещие сны – особенные сны, именно они доказываю, что не существует
времени только в линейном измерении. Буддизм, и другие восточные учения,
утверждают, что время и пространство неотделимы друг от друга, мало
того, реализованная личность способна не просто считывать информацию из
прошлого и будущего, но и вполне адекватно её применять в настоящем.
Для
этого не обязательно обладать знаниями в астрологии или в гадательных
техниках, для осознанного или духовно состоявшегося существа, бывает
достаточно прислушиваться к своей интуиции, доверять символике снов или
приметам наяву.
В измерении духовно реализованного существа мир
видится намного шире и наполнен огромным количеством разного рода
информацией, скрытой от обычных людей. То, что просветлённый человек
воспринимает как очевидное явление, обычные люди называю или провидением
или чудом, но это всего лишь точка зрения на проблему, и не более. Всем
без исключения дана возможность открыть в себе «третий глаз» мудрости,
но не все хотят это сделать, в этом вся проблема.
Сны-впечатления,
как правило, отражают дневную деятельность, т.е. проигрывают наиболее
яркие моменты в восприятии пятью органами чувств окружающей среды, также
такие сны могут много раз переживать ту или иную эмоцию. Такие сны не
имеют большой ценности, поскольку являются простой констатацией вполне
обычных событий или психической деятельности.
Кармические сны более
информативны, по ним можно судить о многих скрытых причинах, которые,
так или иначе, влияют на нынешнее воплощение, на здоровье, на образ
мысли, на характер и предпочтения. В буддийской йоге существуют
методики, посредством которых возможно определить, является ли сон
обычным впечатлением деятельности пяти чувств, или он возник на основе
более «архаичных» причин.
Это очень важно, ведь если найти настоящую причину того или иного расстройства, которое
возникло на основе неблагой кармы, можно, по крайней мере, попытаться
устранить его, например, духовной практикой или йогой. Именно болезни,
продиктованные кармическими причинами, диагностируются посредством таких
сновидений.
Третий вид снов – вещие сны. Как
правило, такие сны снятся под утро или в момент пробуждения, когда
сознание за время сна избавилось от фиксации на чувственных
впечатлениях. Вещие сны наиболее важные, ведь они не только дают
информацию о будущем, но и помогаю разобраться в делах настоящего.
Чтобы
отличить вещий сон от других, надо не просто хорошо разбираться в
символике сновидений, но также иметь большой опыт личной практики в йоге
сна, следует обладать осознанным мышлением не только наяву, но и во
сне. Без системной духовной практики в лоне традиции вещие сны не
принесут большой пользы, ведь важно не просто знать что-то о будущем, но
и сделать правильные выводы, а также применить наиболее адекватные меры
для устранения возможных негативных событий. Трактовки символики
вещих снов далеко не однозначны и прежде, чем вынести суждение по тому
или иному случаю, следует учесть много различных факторов и обладать
развитой интуицией.
Без
интуитивного прозрения вообще невозможно как-либо разобраться в
хитросплетениях подсознательных аффектов, кармических причин, эмоций и
т.д., однако сновидения являются именно таким «котлом», в котором могут
«вариться» совершенно разные явления.
Только обладая силой
истиной духовной традиции, методами для осознанного сновидения, большим
личным опытом в постижении природы снов, практик Дхармы или целитель
может ясно разобраться в данном аспекте жизни. Диагностика по снам
довольно условна, в отличие от диагностики по пульсу или от диагностики
по внешним признакам, но по снам можно диагностировать не просто частные
случаи или проблемы на уровне тела, а довольно глобальные и масштабные
события, что бывает крайне необходимо в определённых обстоятельствах.
Например,
существуют вещие сны, по которым можно точно определить, пойдёт ли
лечение данному пациенту на пользу, выживет ли тяжелобольной или умрёт,
заболеет тот или иной человек. Иногда, вследствие определённого
предупреждения через вещие сны следует принимать срочные меры, чтобы
минимизировать грядущие негативные события, и такая практика себя
оправдывает. Карму можно корректировать, но для этого не достаточно
одного желания или усилий ума.
Иногда титанические попытки
изменить ход событий можно уподобить стрельбе из пушки по воробьям, ведь
чтобы изменить карму необходимо иметь не только силы и желание, но и
великую мудрость. В Тибете часто применяют практику ганапуджи или
подношений Учителям, защитникам и традиции. Также существуют множество
ритуалов, посредством которых можно влиять на события через
духов-охранителей, через энергию мантры, через мистические методы йоги.
Знание
законов природы, в том числе и скрытых от глаз обычных людей, вот
истинное оружие целителя или йога. Мистика, это не что-то запредельное,
это вполне конкретная способность воспринимать и воздействовать на
тайные или внутренние аспекты бытия и личности, но даже мистическое
постижение требуют обучения и системной практики.
Во всех
тантрийских традициях разработаны различные методы погружения в сон для
того, чтобы практик мог ввести энергию в центральный канал. Если йога
сна становится успешной, то сны могут стать очень важной частью духовной
практики. Во снах можно реально общаться с Буддами, с Учителями,
получать от них не только наставления в практике, но и вполне полезные
советы для жизни наяву.
Многие предупреждения, полученные во
снах, могут не только скорректировать ход событий, но и радикально
изменить карму и даже спасти жизнь себе и близким. Если человек достиг
высокой реализации в йоге сна, он может даже получать из измерения
Дакинь послания в материальном виде. Есть многие свидетельства очень
уважаемых Учителей, которые утверждают, что после пробуждения иногда
обнаруживали в руке предметы, подаренные во сне мистическими существами.
Чтобы научиться видеть вещие сны, чтобы их правильно
трактовать, чтобы обрести осознанные подходы к запредельным измерениям
ума, следует получить от Учителя метод и тщательно его практиковать. Не
достаточно книжной информации в таких делах, ведь при передаче метода
передаётся и энергия для его правомочности. Тем не менее, сны снятся
всем, и для этого случая есть проверенные временем трактовки типичных
сновидений.
Символика сновидений в традиции Тибета.
Навоз – символ удачи и благополучия. Грязная вода – к болезни. Принимать душ – очищение, выздоровление. Забил источник – символ удачи. Не удаётся переплыть реку – неудача в делах. Пить чистую воду – укрепление здоровья. Рыба – символ счастья и удачи. Рыба набрасывается – угроза. Рыба заглатывает – символ смерти и нового перерождения. Женщина поймала рыбу – беременность. Мёртвая раба – к болезни, к неудачи в делах. Змея – символ энергии и кундалини. Жёлтая змея – символ удачи. Множество сплетённых змей – символ богатства. Змея кусает – к болезни. Кусаю животные и идёт кровь – болезнь будет преодолена. Кусают животные и не идёт кровь – не благоприятный признак, болезнь будет тяжёлой. Золото – очень неблагоприятный символ, возможна смерть. Во время буддийской практики снится золото – знак успешной практики. Ощущать во сне тяжесть золота или металла – признак смерти. Снег – символ доброй удачи, решение проблем. Больной видит снег – к выздоровлению.
В
Тибете, да и вообще на Востоке, существуют тысячи различных символов,
которые могут проявиться во сне. На эту тему написано большое количество
текстов и разработаны методы их трактовки. Даная тема может быть очень
полезной как в целительской практике, так и для обычных людей.
http://www.glamur.com.ua/advice |