Преображе́ние Госпо́дне [6
августа ст.ст., 19 августа нов.ст.] — описанное в Евангелиях
мистическое преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса
Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе;
праздник христианской церкви (в русской народной традиции называется
также Яблочный Спас или Второй Спас). О этом событии сообщают все
евангелисты кроме Иоанна (Мф.17:1–6, Мк.9:1–8, Лк.9:28–36).
Православное
празднование совершается 19 августа (6 августа по юлианскому
календарю). В Католической церкви празднуется 6 августа (в случае если
6 августа выпадает на будний день, то празднование может быть
перенесено на следующее воскресенье).
Традиционно местом
Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако существует версия,
что местом Преображения был один из отрогов горы Хермон в окрестностях
Кесарии Филипповой.
Событие Преображения
Преображение описано в каждом из синоптических евангелий, причем описания эти очень похожи.
Евангелия
повествуют, что Иисус взял трёх ближайших учеников: Петра, Иакова и
Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время
молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце,
одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). При этом явились
два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом
«об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме»
(Лк.9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви!
хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну
Илии» (Мк.9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и
ученики услышали из облака голос:
«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте»
Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
Богословское толкование
Преображение
есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого
облака Святого Духа, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.[1]
Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества —
божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа
Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По
словам Иоанна Златоуста, оно произошло «дабы показать нам будущее
преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во
славе с ангелами».
Символичным является и явление Моисея и Илии. По
выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший
смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть
над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
Радовались
Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели.
Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого
прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне...
Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они
предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга,–
Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел
освещенного Симона — Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал
на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия
видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной
колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых.
Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус
соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он
есть Податель обоих. Ряд богословов (Косьма Майумский, Иустин Попович)
считают, что при Преображении было преображено и всё человеческое
естество, так как Бог стал человеком и «преобразил» божий образ каждого
человека, удаляя с него «осадок» первородного греха:«Невыразимо явив на
Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и
обожил человеков».
Праздник Преображения
История установления
Праздник
местно отмечался в Палестине с IV века, со времени когда императрица
Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. На Востоке
свидетельства о празднике относятся к V веку. Праздничные Слова о
Преображении есть у Ефрема Сирина, Иоанна Златоустого (три Слова),
Кирилла Александрийского и других.
Базилика Преображения Господня на горе ФаворСогласно
евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до
Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 (19 по
новому стилю) августа для того, чтобы оно не приходилось на дни
Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда
празднуется Воздвижение Креста Господня.
На Западе праздник
Преображения встречается в некоторых древних мартирологах и издревле
торжественно совершался в некоторых церквах, например, во Франции в
Туре, в Испании при святом Ильдефонсе в VII веке. Однако в Католической
церкви он установлен для всеобщего почитания Папой Каликстом III в 1456
году в ознаменование победы христианского войска венгерского регента
Яноша Хуньяди над турками под Белградом.
Празднование
В Православной церкви
Принадлежит
к числу двунадесятых великих праздников. В праздник совершается
литургия, читаются паримии, а также поётся канон, в котором
подчеркивается величие Преображения. Цвет богослужебных одежд в этот
праздник — белый, символизирующий в этот день божественный нетварный
фаворский свет. Праздник всегда приходится на Успенский пост.
Гора ФаворВ
русской народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или
Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того,
что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая,
а там, где его нет — яблоки, после чего их разрешается употреблять в
пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является
выражением дара Богу от благословлённой им природы.
В Католической церкви
В
Римской Церкви Преображение имеет статус «праздника», более низкий по
сравнению с «торжеством». Преображение отмечается 6 августа, однако
если 6 августа выпадает на будний день, празднование может быть
перенесено на следующее воскресенье.
Литургические облачения священников в праздник Преображения — белые, как и другие праздники, посвящённые Спасителю и Богородице.
Богослужебные молитвы этого дня описывают как события Преображения, так и подчёркивают его символику.